Санкт-Петербургнаб. реки Фонтанки д. 13, БЦ «ОСКАР»
Время работы: 10:00 — 21:00

Общедоступное пространство в элитном проекте

17 декабря, 2018
0
1148
Как застройщики делают пространство общественным, не теряя при этом приватности и безопасности элитного жилого комплекса? Для издания «Коммерсант» отвечает Лариса Инченкова, директор по развитию «МК-Элит». В Европе и США public area в проектах бизнес-, а порой и элитного класса — не новость, а норма. В России они появляются точечно, неуверенно, в силу разной мотивации застройщиков. Чаще всего створки девелоперской жемчужницы открывают условия получения разрешения на строительство. Иных убеждает зарубежный опыт: ведь могут же "там" сделать пространство живым, не потеряв в безопасности. Третьи смотрят на смелые эксперименты лидеров торговой недвижимости — примеры общественных пространств, генерирующих дополнительный трафик, заразительны. А ведь еще пару лет назад сама мысль о библиотеке в ТРК вызывала у бизнеса разве что широкую улыбку. <...> Наши нравы "Формат элитного жилья вкупе с закрытой для горожан набережной безнадежно устарел,— настаивает руководитель Лаборатории качества городской среды Университета ИТМО Александра Ненько.— Это пережиток советского мышления, когда за собственность карали, и постсоветского дикого накопления капитала, когда были основания скрывать источники обогащения". Однако российский рынок жилья консервативен. Директор по развитию экспертного бюро и агентства элитной недвижимости "МК Элит" Лариса Инченкова рассказывает: "К закрытости всегда тяготеют объекты, уровень приватности которых не позволял застройщику сделать коммерческие помещения, доступные для внешнего посещения. Таких мало. Если же первые этажи занимает коммерция — застройщику надо "открываться", рассчитывать только на внутренний спрос тяжело. Практика показала, что правильно подобранный пул арендаторов создает среду, которая ценится и жильцами дома. Одновременно объект избавляется от стерильности — дом живет. Хороший пример — "Парадный квартал" у Таврического сада, где первые этажи корпусов отведены под коммерцию. Это открытое, проницаемое пространство, центром которого является площадь с фонтанами". Тем не менее легкое дуновение ветерка перемен ощущается. "Мы работаем с большими данными, позволяющими проектировать движение людских потоков вокруг нового проекта,— делится Александра Ненько.— Нет никакой магии еще на нулевом цикле знать, как и чем будет жить будущий дом, и на такое прототипирование городской среды есть спрос со стороны самых передовых застройщиков. К общественному пространству присматриваются, просчитывают потенциальные риски и пытаются понять возможности, которые дает их создание. На эти вопросы мы даем обоснованные ответы". Имеются и состоявшиеся примеры органичного включения общественных площадей в ткань девелоперского проекта высокого сегмента. Лариса Инченкова свидетельствует: "В московском ЖК "Зиларт" заявлено много общественных пространств и культурных институций — один музейный комплекс "Эрмитаж-Москва" чего стоит. Что касается петербургских набережных, примыкающих к элитным проектам,— застройщики их открывают, но пока крайне осторожно. "Неявно открыты" сегодня сразу несколько премиальных проектов на Петровском острове и пара на Крестовском. Но с воды доступны практически все. В ряде проектов город вместе с бизнесом благоустраивает береговую линию". Исторически близкая Петербургу культура сосуществования разных социальных пластов очень синонимична европейскому тренду на коливинг в широком смысле слова. Вспоминаем о будущем? Полная версия статьи: https://www.kommersant.ru/doc/3804271